stallogo



Дерзость, пронизанная бессилием

10.01.2021

Первым президентом Венского.Сецессиона стал Густав Климт, прошедший путь от исторической культуры Австро-Венгерской империи — через вспыхнувший на рубеже веков авангардный бунт против традиций — к орнаментальным портретам венского высшего общества, когда этот бунт потерпел поражение (по крайней мере, для самого Климта). Егоотец, гравер, отправил сына в Школу искусств и ремесел, где тот выучился на архитектурного декоратора в 1883 году — как раз к моменту завершения строительства монументальных зданий в центре обновленной Вены, на Рингштрассе. Среди его ранних работ — аллегорические картины для двух новых зданий на этой улице: изображения театральных персонажей (включая Гамлета) для потолка Городского театра (1886-1888) и культурных героев-символов (включая Афину) для вестибюля Музея истории искусства (1891). Благодаря этим успехам в 1894 году Университет Вены поручил Климту выполнить три живописных плафона для нового здания, представляющие Философию, Медицину и Юриспруденцию и объединенные темой Просвещения — «Триумф Света над Тьмой». Климт работал над этим заказом в течение десяти лет с перерывами и представил первую работу («Философия») в 1900 году. К тому моменту он уже был увлечен Сецессионом, и написанная им картина едва ли отвечала ожиданиям Университета. Вместо пантеона философов Климт изобразил поток страждущих человеческих тел, перемешанных во мгле, взирающего на них загадочного сфинкса в центре и светящуюся голову внизу, больше похожую на Медузу Горгону, чем на Афину. Казалось, в этом мире Тьма восторжествовала над Светом.

Если в первой картине для Университета Климт поставил под сомнение философию рационализма, то в следующей, показанной в 1901 году, он высмеял достижения терапевтической медицины. «Медицина» предстает как очередной ад с еще большим количеством тел: одни парят, преисполненные чувственной неги, другие тонут в море трупов и скелетов, как гротескная фантасмагория «единства жизни и смерти, взаимопроникновения инстинктивной витальности и личностного распада», если воспользоваться выражением Шорске. Картина, ставшая еще одной и даже более хлесткой пощечиной Университету, снова была отвергнута, а Климт подвергнут критике. В ответ художник переделал уже завершенную «Юриспруденцию» (3), превратив ее в кромешный ад преступного наказания: внизу, во мраке, три громадные обнаженные фурии грозно обступили обессилевшего мужчину, а вверху, в орнаментальной среде, видны три маленькие равнодушные грации. Эти аллегорические фигуры Правды, Справедливости и Закона едва ли в состоянии помочь опутанному щупальцами спрута мужчине, который предан власти трех фурий наказания (одна погружена в безучастный сон, другая мстительно смотрит, третья подмигивает, словно намекая на мзду). С психологической точки зрения наказание оборачивается кастрацией: мужчина изможден, его голова опущена, а пенис — у самой утробы спрута. В некотором смысле этого угнетенного человека и будут пытаться освободить Шиле и Кокошка, хотя и в их искусстве он останется сломленным. «Сама его дерзость была пронизана духом бессилия», — пишет Шорске о Климте. Для Шиле и Кокошки это столь же справедливо.

Не можете попасть на сайт казино? Переходите на вулкан 24 рабочее зеркало и продолжайте игру.

Эти неудавшиеся заказы свидетельствовали об общем кризисе публичного искусства того времени: стало ясно, что общественный вкус и передовая живопись окончательно разошлись. Климт вскоре отошел от авангарда, чтобы писать реалистические портреты стильных светских львиц: орнаментализированных людей на орнаментализированных фонах. После его капитуляции исследование «подавленных инстинктивных импульсов» стало задачей Шиле и Кокошки, чем они и занимались, создавая часто болезненные образы, очищенные от исторических референций и социального контекста (Шиле однажды заметил, что смотреть на его образы значит «смотреть внутрь себя»). Скептически относясь к декоративным изыскам ар-нуво, и Шиле, и Кокошка в поисках образцов экспрессии обратились к постимпрессионистам и символистам. (Как и в других столицах, в Вене с большим резонансом А прошли ретроспективы Винсента Ван Гога и Поля Гогена, а также организованные Сецессионом выставки норвежца Эдварда Мунка [1863-1944] и швейцарца Фердинанда Ходлера [1853-1918].)


  Главная Новости О театре Афиша Спектакли Пресса Вакансии Контакты
Гос. Услуги
© 2009-2012 Московский областной камерный театр  
Художественный руководитель театра 
Заслуженный артист РФ 
Заслуженный деятель искусств России 
Валерий ЯКУНИН
Ykunin