|
|||
---|---|---|---|
Охранительные тенденции
16.06.2016В работах, посвященных фактам исторической действительности, проявляется то же тяготение к реальной, возможно более точной передаче события. Такова уже упоминавшаяся картина маслом «Крестьяне получают устав в Павлове» (1797), где запечатлено одно из широко известных событий того времени освобождение Бжостовским своих крестьян в имении Павлове. Как выбор темы, так и ее трактовка указывают на сочувствие автора смелому реформатору, вызвавшему бурю нареканий со стороны реакционного лагеря. Изображая сам акт вручения нового устава представителю крестьян, художник старается быть достоверно точным и в то же время прибегает к классицистической риторике. Если для любого художника - реалиста типа Норблена главным было бы правдивое изображение самого реального факта, самого действия, то Смуглевичу этого мало. Он вводит в композицию аллегорические фигуры, которые, по его мнению, должны раскрыть внутренний, глубокий смысл события, его подтекст. Здесь сказывается влияние воспринятой у Менгса и Винкельмана системы классицистической картины. Вы православный человек? Стоит посещать церковь для поддержания такого образа жизни, а иконная лавка предложит широкий ассортимент продукции.
Рядом с совершенно реальной фигурой Бжостовского, наделенного портретными чертами (Смуглевич был хорошим портретистом), он помещает две женские фигуры в античных одеждах, одна из которых держит оливковую ветвь, другая - серп. Крестьянские дети, расположившиеся на траве, тоже подчеркивают стремление к чрезмерной наглядности, художник словно хочет продлить во времени происходящие события, показать, что эти дети, с восторгом читающие устав, пожнут в дальнейшем его плоды (недаром сам Бжостовский указывает на них).
Главная | Новости | О театре | Афиша | Спектакли | Пресса | Вакансии | Контакты | ||
© 2009-2012 Московский областной камерный театр | Художественный руководитель театра Заслуженный артист РФ Заслуженный деятель искусств России Валерий ЯКУНИН |